Консультации для родителей: "Кризис 7 лет"

 Консультация для родителей: "Кризис 7 лет"

Воспитание детей - тяжелый труд, но он приносит свои плоды. Дать ребенку жизнь - это только полдела. Нужно еще научить его жить, взаимодействовать с другими людьми, противостоять всему негативному.


Нельзя скатать, что вот ребенку исполнится 1 или 2 года и мы начнем его воспитывать, ведь пока он еще мал и не понимает ничего. Это не так. Воспитание начинается с самого рождения. Только до определенного возраста оно неосознанное и больше направлено на выработку у ребенка полезных привычек и формирование представлений о том, что хорошо и плохо. Малышам, как воздух, необходимы ваша любовь, поддержка и одобрение. Но ваша забота не должна переходить границы. Не стоит ограждать ребенка от всех проблем, выполнять за него то, что он уже по возрасту может сделать сам. 

В воспитании следует придерживаться определенных принципов, соблюдение которых является обязательным и безоговорочным. Разного рода метания в вопросах воспитания ни к чему хорошему не приведут. Выберите одну систему, наиболее близкую вам, привнесите что-то свое и следуйте ей ежедневно. Бросаясь из крайности в крайность под впечатлением новомодных методик, вы издергаете и ребенка, и себя, погрязнете в чувстве вины и неудовлетворенности. Это не будет способствовать развитию между вами доверительных отношений.


Одним из главных принципов является единство в требованиях родителей по отношению к ребенку. Когда родители не могут договориться между собой, ребенок не в состоянии усвоить, как себя вести, и порой становится неуправляем. Если вы хотите иметь послушного ребенка, выступайте единым фронтом. Очень плохо, когда один из родителей наказывает за проступок, а другой оставляет это без внимания или, того хуже, вступает в спор, мол, да ничего страшною, какая мелочь. Если у вас есть разногласия, обсуждайте их в отсутствие. Договоритесь раз и навсегда не подрывать авторитет друг друга в глазах ребенка. Разграничите и проблемы, которые будут в компетенции каждого из вас. Чаще всего “разбор полетов” по мелочам (вроде грязной одежды, неубранной постели, разбросанных игрушек) производит мать при молчаливой поддержке отца в виде сурового взгляда. Когда же возникают проблемы посерьезнее (например, ребенок подрался или нагрубил матери, совершил очень серьезный проступок, в процесс воспитания включается отец. Нужно пожалеть ребенка, сказать, что очень переживаете из-за его проступка, по-прежнему любите и надеетесь, что он исправится. Тем самым ребенок получит стимул измениться, чтобы вновь заслужить ваше уважение и доверие.


В то же время не стоит дружно давить на ребенка. Его психика может не выдержать такого прессинга. Должен быть кто-то, кто всегда пожалеет, приласкает.

Чаще всего эта роль принадлежит бабушке. Она может в спокойной форме объяснить ребенку, что он был неправ, посоветует, как исправить ситуацию (например, извиниться или сделать что-то хорошее, чтобы загладить свою вину). Но ни в коем случае она не должна настраивать ребенка против родителей. Она лишь может ему сочувствовать и советовать.

Если случилось так, что родители развелись, чаще всего бремя воспитания полностью ложится на плечи матери. Особенно трудно, если воспитывать приходится мальчика. Мать должна в одном лице и наказать, и пожалеть. Поэтому важно, чтобы ребенок продолжал общаться с отцом. Если отец любит ребенка, является для него авторитетом, постарайтесь сделать так, чтобы после развода они регулярно общались. Не важно, что вы теперь живете не вместе. Если отец не ведет предосудительный образ жизни, т е. не может дурно влиять на ребенка, если ребенок желает общаться, скучает по отцу, отбросьте свои взаимные обиды и претензии.

Отец может и должен продолжать участвовать в воспитании ребенка. Он способен дать ребенку то, что не может дать мама или бабушка. Если девочки чаще делятся своими проблемами с матерями, то мальчикам легче обсудить это с отцом. Помните, что вы должны в первую очередь думать об интересах ребенка, о том, чтобы он не чувствовал себя брошенным и ненужным.

Другим важным принципом воспитания является, конечно, личный пример родителей. Бесполезно требовать от ребенка исполнять правила, которые мы сами регулярно нарушаем. Если он видит изо дня в день как вы аккуратно вешаете одежду в шкаф, чистите обувь, убираете свое рабочее место, он будет поступать так же. Ребенком необходимо постоянно руководить, направлять его, приучать к аккуратности. Дети дошкольного возраста уже сами без напоминания наводят порядок, поскольку это у них вошло в привычку.



Точно так же обстоит дело с развитием речи. Если ваша речь далеко от совершенства, вы употребляете слова-паразиты, жаргонные выражения, то ваш ребенок будет говорить так же. И бесполезно его постоянно одергивать. Он подражает вам, вы для него – образец. Поэтому лучше поработать над собой. Нужно выделить время для чтения. Причем подбор литературы тоже имеет значение. Конечно, легкое чтиво не обогащает нашу речь. Читайте классику. Очень полезны семейные чтения. Выберите то, что интересно и вам, и ребенку. Особенно хороши сказки, рассказы о детях, о животных, о природе. Читайте по очереди, обсуждайте прочитанное.

Вообще рождение ребенка - это повод измениться в лучшую сторону. Посмотрите на себя со стороны. Как вы относитесь к другим людям? Привычка обсуждать все и всех с отрицательной стороны скорее всего передастся вашим детям. Будьте сдержанны в присутствии ребенка, ведь он судит о других по вашим словам. Приучайте его не делать поспешных выводов, а сначала разобраться в человеке, понять мотив его поступков, признать право другого на ошибку. Не секрет, что не только мы воспитываем детей, но и они - нас. Иногда дети подмечают то, что скрыто от взрослых в силу разницы в восприятии окружающего мира. В этом случае хорошо поблагодарить ребенка за его мудрое замечание, тем самым вы признаете его как личность, а ребенок поймет, что его мнение тоже имеет значение.

Если вы частенько говорите людям в глаза одно, а их спиной - совсем другое, ребенок усвоит это как норму поведения. Непосредственные дети могут поставить вас в неловкое положение, передав ваши нелицеприятные отзывы тому, кого вы обсуждали. Дети постарше сами могут стать двуличными. И не удивляйтесь потом, что дома ваше чадо «мягкое и пушистое», а в школе и на улице - сущее чудовище. Вы сами посеяли зерна двуличности.

нашей любви. Любовь побуждает нас создавать ребенку наиболее комфортные условия для жизни и учебы, развивать достоинства, бороться с недостатками, способствовать формированию гармоничной личности. Часто возникает вопрос, где граница разумного в проявлениях нашей родительской любви. Ведь и полное невнимание, и излишняя опека одинаково вредны.

направлений в воспитании детей. Одно из них характерно дли семей, где ребенок единственный. Родители подавляют его своим авторитетом, принимают за него решение, выбирают, с кем дружить, какие кружки посещать. Что движет такими родителями? На первый взгляд они желают добра своему ребенку. Беспокойство родителей за будущее своего чада понятно. Но к чему может привести подобный стиль воспитания? С одной стороны, перед ребенком стоит цель стать похожим на некий идеал (придуманный родителями, с другой - постоянное подавление инициативы формирует заниженную самооценку. Такие дети стремятся во всем быть первыми. Это похвально. Но из-за низкой самооценки боятся всякого рода соревнований. Они очень тяжело переживают чужую победу и радуются неудачам других. Став взрослыми, они обычно превращаются в трудоголиков, стремятся сделать карьеру. Но вряд ли будут счастливы, если рядом не окажется человека, способного всегда повышать их самооценку и готового быть на втором или третьем месте после работы и карьеры.

Дайте своему ребенку немного свободы. Спросите, что его интересует, к чему он стремится, чем хотел бы заниматься. Может, ему ближе занятия спортом, а не ненавистная музыкальная школа. Признайте его право на ошибку. Если ребенок учится на 4 и 5 и вдруг приносит 2, не стоит делать вселенской трагедии и наказывать по полной программе. Выясните, с чем это связано. Возможно, ребенок попросту не понял тему. Вы можете высказать свое разочарование и вместе с тем надежду, что ребенок исправится (ведь ты у меня умный, сообразительный).

пустой фразой. А наказание доводите до конца, не сдаваясь под воздействием слез.

Не менее пагубно поучать ребенка с высоты своего опыта. Если вы с юмором вспоминаете о своих поездках зайцем в электричке, о том, как по мелочам приворовывали в магазине, будучи студентом, совершали набеги на соседские сады, то у ребенка складывается впечатление, что это весело, романтично и интересно.

Неудивительно, если и он захочет повторить ваши «подвиги», но порой это уже не мелочи, а настоящие преступления. Гораздо полезнее рассказать о своих переживаниях, детских страхах, которые вы сумели преодолеть. Или поведайте о знаменитом предке, которым гордится семья. Помните, что лживость, несдержанность, агрессия, не растут на пустом месте. Впрочем, и доброта, щедрость и открытость - тоже. Ребенок - это благодатная почва, а вот что на ней вырастет зависит в большей степени от родителей.

Вы не можете диктовать, с кем ему дружить и общаться. При правильном воспитании ребенок сам будет отметать неблагополучные знакомства.

Родители прилагают много усилий, чтобы ребенок научился читать, писать, рассуждать, правильно говорить. Но не менее важно научить его сосуществовать рядом с другими людьми. Маленький ребенок общается в основном с родителями, и это его первый жизненный опыт взаимодействия. В благополучной семье, где парят взаимное уважение и любовь, дети обычно уверены в себе, умеют заботиться о других, доверяют родителям.

на каждом шагу, она отмечает особенные заслуги.

Когда хвалите ребенка, называйте его ласковыми прозвищами, а также используйте превосходные степени слов.

Не забывайте упоминать, за что хвалите («Ты молодец, потому что поступил именно таким образом»).

Используйте объятия, поцелуи и даже одобрительный взгляд как поощрение или подкрепление похвалы.

Наконец, в качестве поощрения можно дать обещание (и обязательно исполнить) пойти в цирк, театр, зоопарк в ближайшие выходные, именно так, а не торгуясь ("Если ты сделает что-то, то мы пойдем в цирк»).

Материальные поощрения наиболее любимы детьми, по нельзя их использовать часто, ребенок должен понимать значимость такого поощрения.

Разумеется, хвалить и поощрять гораздо приятнее, чем наказывать. Но без наказании ребенок возможно не поймет, что существуют некие рамки поведения и нельзя вести себя так, как заблагорассудится. Вопрос в том, как наказывать. Для большинства это либо битье, либо ругань (порой нецензурная). А это как раз то, что делать категорически нельзя.

Помимо вышесказанного, нельзя:

1) устраивать прилюдные разборки и наказание (лучше придите домой и накажите);

2) обзывать унизительными словами (бестолочь, свинья, урод и т. д., это больно бьет по психике, а результата от такого наказания нуль;

3) запирать в чулан, кладовку, чтобы ребенок подумал о своем поведении (вы можете развить в нем боязнь одиночества и замкнутого пространства).

А как же правильно наказывать? Ну, прежде всего не стоит допускать, чтобы ситуация зашла так далеко. Если ребенок балуется и капризничает, не реагирует на ваше замечание, стоит предупредит его о возможности наказания, а затем обязательно наказать в случае непослушания. Наказанием может стать лишение любимой игрушки на время. Можно усадить ребенка на специальный стул для непослушных детей на какое-то время. Обязательно объясните ребенку, за что вы его наказали. Периодически подходите и спрашивайте, понял ли ребенок свою вину и готов ли исправиться. Если он осознал, в чем был неправ, извинился, то обязательно приласкайте, скажите, как вы его любите и как рады, что он исправился. Очень важно, наказывая, проявлять твердость и доводить его до конца.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Сборник методических рекомендаций

Консультация для родителей подготовительных групп: "Мотивационная готовность к школе"

Значение лепки в развитии личности дошкольника