Речевое развитие
Речевое развитие в 3-4 года.
Речевое
развитие 3-4-летних детей в пределах нормы предполагает беспроблемное понимание
родителями своего малыша, при этом посторонние люди могут не разбирать его
речи. По мнению детских специалистов, ребенок в этом возрасте молчит, только
когда спит. Все остальное время суток он говорит постоянно.
В
норме 3-4-летний малыш уже должен активно общаться и контактировать с
родителями, даже если чужие люди не слишком понимают его речь.
В норме 3-4-летний малыш уже должен
активно общаться и контактировать с родителями, даже если чужие люди не слишком
понимают его речь
Как
научить ребенка говорить правильно?
Мыслите и действуйте
позитивно – тогда все проблемы будут решены. Речевое развитие ребенка 3 лет
динамично: соблюдайте постепенность в обучении, не спешите усложнять задачи,
очень скоро трудности развития речи ребенка будут преодолены. Выделим несколько
советов:
1. Постарайтесь меньше жестикулировать в общении с малышом 3-4 лет.
2.
Побуждайте малыша тоже
выражать словами свои мысли, но не отбирайте у него язык жестов полностью.
Очень уместна жестикуляция при совместном чтении книг – например, что показать,
какая большая репка выросла. Язык жестов снимает напряжение. В других же
ситуациях предлагайте ему выбор: «Какую игрушку ты берешь с собой? Солдатика или машинку?» Оперируйте знакомыми ребенку
предметами, чтобы он мог подумать и дать ответ.
3. Озвучивайте все действия: «Антоша берет ложку и кушает». Или:
«Мы идем в магазин. На улице солнышко, давай наденем желтую кепку».
4. Вносите разнообразие в свою речь. Нет смысла произносить одно и
то же несколько раз и требовать от крохи повторить. Не торопите его. В один
прекрасный день он ответит так, как вы ожидаете. Непонятный звук или мотание
головой в ответ дают понять, что он вас слышит и реагирует на ваши слова.
5.
Делайте массаж лица и
гимнастику для артикуляции ежедневно (см. также: дыхательная гимнастика Стрельниковой для
детей дошкольного возраста).
6.
Используйте обучающее
видео для детей, которое поможет и вам в этом деле.
7. Активно включайте
скороговорки и упражнения на звуки, только
разнесите их по дням, не
перенасыщайте занятия.
8. Поощряйте общение. Задавайте больше элементарных вопросов, пусть
малыш отвечает, называя предметы. Подсказывайте, если он затрудняется ответить.
Развивающие
описательные игры
Игра «Опиши предмет: какой он?», цель – научить ребенка описывать характерные признаки предмета.
Мама вытаскивает из коробки предмет. Ребенок его описывает по известным ему
параметрам (какой?): «Это яблоко. Оно красное, круглое, сочное, хрустящее».
Игра «Кто
так говорит?», цель – различать по звуку и подражать
голосам животных, сопоставлять голоса и названия взрослых животных и детенышей.
Для игры нужны фигурки зверушек и их детенышей: козочка и козленок, кошка и
котенок, собака и щенок и т.д. В дом малыша прибыли на автобусе или на машине
гости. Все они хотят поиграть с ним. Кто говорит гав-гав? – Собака. – А кто
гавкает тоненьким голоском? – Щенок. – У собаки-мамы есть детеныш. Как он говорит?
– Гав-гав.
Игра «Кто это и что это? Что может
делать?», цель – называть предметы,
их
особенности и возможные
действия. Прежде всего, малыш должен правильно
ответить «Что это?» или
«Кто это?». Следующий вопрос – «какой?» – предполагает ответ о признаках
предмета. Вопросы «что он делает?» и «что с ним делают?» описывает те действия,
которые он может совершать, и то, что с ним может сделать человек. Все эти
действия должны подразумевать возможные перемещения игрушек.
Игра «Угадай
предмет», цель – научить ребенка определять
предмет по его
признакам
и действиям. Показать ребенку несколько игрушек, назвать их и дать описание.
«Это утка. Она говорит «кря-кря». Утка плавает». Потом описать игрушку, и
ребенок должен угадать, о ком идет речь.
Обучающие
«гостевые» игры с несколькими
Предметами
Игра
«Прятки». Цель – понимание и активное использование в речи предлогов места
«на», «в», «под», «над», «у/около». Расставьте на столе предметы детской мебели.
«Вот у нас комната, в которой живет девочка Лиза. Назови все предметы у Лизы в
комнате. Каким словом можно назвать все эти предметы? – Мебель. – В гости к
Лизе пришли ее друзья – лягушата, утята, медвежата. Начали они в прятки играть.
Лягушата запрыгнули на стол. Медвежата залезли под кровать. Утята спрятались за
креслом. Пошла Лиза искать зверушек. На софе нет, под стулом нет.
Кто поможет Лизе отыскать друзей-малышей? Где медвежата? Где
утята?” Игра может повторяться несколько раз. Игрушки-зверушки могут меняться.
Игра
«Просьбы и поручения».
Цель – развить навыки построения
повелительного наклонения. В гостях у Лизы Кошка и Зайчик. Если хочешь, чтобы
Зайчик что-то сделал, попроси его об этом. «Зайчик, попрыгай!», «Кошка,
потанцуй!», «Кошка, ляг на диван!», «Зайчик, спрячься!» Побуждайте крошку
использовать префиксы для образования глаголов, обозначающих различные
действия: прыгни – запрыгни –
спрыгни – перепрыгни; отойди – уйди – зайди – подойди.
Занятия должны быть ежедневными. Начинайте с 15 минут и
постепенно доводите время до нормального школьного урока длительностью 40
минут. Следите, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, а не автоматически
повторял услышанное.
Комментарии
Отправить комментарий